В Адыгее «опознали» загадочно пропавший на Кавказе 76 лет назад тяжелый истребитель

В Адыгее «опознали» загадочно пропавший на Кавказе 76 лет назад тяжелый истребитель
Россия
11 Января 2018 08:25
waralbum.ru

Самолетов Пе-3бис в ВВС Черноморского флота было всего три

Майкоп, 11 января. Никто из экипажа тяжелого истребителя Пе-3бис не знал, что вылет на боевое задание хмурым днем 4 октября 1942-го станет для них последним, а их имена потомки узнают только через 76 лет после окончания Великой Отечественной войны. Но именно так судьба и распорядилась. Самолет разбился в Адыгее под станицей Ханской, это недалеко от Майкопа.

Примерно в этом же районе в небе с мессерами «схлестнулась» еще одна наша машина. Позже очевидцы неоднократно рассказывали многочисленным поисковым группам о ее крушении. При падении она взорвалась, вспыхнув, как факел. Пламя бушевало несколько суток. Все эти дни рвались находившиеся в самолете снаряды. Гитлеровцы даже оцепили зону катастрофы, чтобы никто не пострадал. А когда огонь погас, собрали буквально по кусочкам остатки разорванных тел летчиков и захоронили их рядом с местом падения.

«Незамеченные» тельняшки 

Уже в мирное время, в 1987-ом, спустя 45 лет после драматических воздушных событий, на место трагедии выдвинулась первая экспедиция. Из земли извлекли куски фюзеляжа, обломки мотора и изуродованную взрывом 20-миллиметровую пушку ШВАК. И вот тут началось самое  интересное. Привлеченные эксперты и военные летчики в один голос заявили – это же детали советского пикирующего бомбардировщика Пе-2!тело 1.jpg

Попытки разгадать тайну крушения предпринимались еще в 80-х годах прошлого века


На протяжении 23 лет (!) поисковики писали запросы в различные архивы, дабы установить имена героев. Однако там только руками разводили – да не теряли «пешку» 5-6 октября 1942-го в районе Ханской ни авиация Черноморского флота, ни 5-ая воздушная армия. В итоге восемь лет назад недалеко от станицы установили памятник героически погибшему безымянному экипажу Пе-2.тенло 7.jpg

Теперь предстоит восстановить историческую несправедливость


- Пикирующий бомбардировщик действительно потерпел крушение в окрестностях Ханской, но вот только место падения его до сих пор так и неизвестно, - рассказал NEWS-R замруководителя поисковой организации Евгений Порфирьев. - А памятник установлен на месте катастрофы совсем другого самолета, который еще в 80-х годах был идентифицирован почему-то, как Пе-2.

Эту машину, говорит поисковик, согласно архивным документам, на высоте примерно пяти километров атаковали два «Мессершмитта». Один из немецких истребителей советским летчикам удалось ответным огнем отправить на землю. Но и сам «Пе-2» оказался смертельно ранен. Его последний маневр как раз и наблюдали многочисленные очевидцы воздушного боя, а потом лицезрели, как машина несколько суток горела.тело 2.jpg

Во время первой экспедиции удалось откопать крупные детали самолета


Интерес же к воздушному сражению 76-летней давности возобновился в конце прошлого года. Поисковики Адыгеи в преддверии годовщины освобождения Кавказа от фашистов предприняли  попытку все-таки установить имена экипажа Пе-2. И обратились сразу как раз в «Кубанский плацдарм».

Самое любопытное, что за семь с лишним десятилетий, до того, как за дело взялись поисковики из Краснодарского края, исследователи не учитывали в своей работе одну важную деталь в рассказах очевидцев. Те неоднократно повторяли - на обгоревших фрагментах тел летчиков были остатки флотских тельняшек. В то время как «пешка» была армейская.

Меткий хорват

Все стало на свои места после выезда ребят из «Кубанского плацдарма» в район катастрофы. Состоялся он в конце декабря 2017-го. Дабы обнаружить хоть какие-то фрагменты после множественных экспедиций, исследователям пришлось основательно покопаться с металлоискателем в сугробах - накануне визита поисковиков в районе Ханской прошел мощный снегопад. Пришлось также «прочесывать» и 20 сантиметров грунта.тело 3.jpg

Сейчас вокруг места падения Пе-3бис уже все застроено жилыми домами


- В итоге из земли были извлечено множество мелких деталей не больше спичечного коробка, среди кусочков был и фрагмент блока двигателя размером с ладонь, - поясняет Евгений Порфирьев. – На нем был выбит номер мотора - М-105 № 22-82. И приводил он в движение не пикирующий бомбардировщик Пе-2, а тяжелый истребитель сопровождения Пе-3бис. Таких самолетов в составе ВВС черноморского флота было всего три.тело 4.jpg

Фрагмент истребителя с важными цифрами сохранился чудом


Все остальное для поисковиков стало уже делом техники. По своим наработанным каналам и, используя базу архивных документов, исследователям очень быстро удалось «опознать» самолет до мельчайших деталей. Номер у него был  40312, в состав 27-ой разведывательно-авиационной эскадрильи тяжелый истребитель был зачислен всего за месяц до крушения - 4 сентября 1942 года. В кабине машины находились пилот Михаил Снеговский и воздушный стрелок Борис Сабодаш. саб.jpg

После гибели летчиков в журнале безвозвратных потерь была сделана вот такая запись


А подбил их хорватский летчик Цвитан Галич, который, кстати, тоже решил, что «завалил» Пе-2. О чем и доложил своему командованию. Сам же он позже погиб жуткой смертью - на земле, прямо в кабине своего истребителя от попавшей в самолет авиабомбы.тело 6.jpg

Сбитый советский самолет стал у хорвата 25-м по счету 


Теперь, когда стали известны имена героев Пе-3бис, предстоит найти родственников советских воинов. Но это уже совсем другая история.

Ранее в Дагестан вернули ИЛ-2 Героя Советского Союза Юсупа Акаева. Долгое время никто и не знал, где конкретно покоится боевая машина знаменитого уроженца Дагестана, Героя Советского Союза Юсупа Акаева. В итоге ИЛ-2 был обнаружен на дне Керченского пролива. Через три года силами Черноморского флота легендарный самолет подняли из моря и после соответствующего решения Минобороны передали его Буйнакскому району для музея Боевой Славы имени Акаева.

Добавить комментарий

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Загрузить изображение
 
Авторизация при помощи социальной сети


Новости компаний

Электронные билеты для домашних животных теперь можно купить в РЖД

Также интернет-квитанцию можно оформить на провоз различной бытовой техники и туристического снаряжения

Coca-Cola перестала выпускать слишком сладкие напитки

В прошлом году содержание сахара в продуктах компании уменьшилось на 30-80%

“А знаете ли Вы, что...”