30 марта 2017, Четверг

Реклама на сайте

Для того, чтобы добавить комментарий авторизуйтесь:

Войти как:

Авторизация:

Логин

Пароль

Запомнить меня

Регистрация

Если вы впервые на сайте, заполните пожалуйста регистрационную форму

Забыли свой пароль?

Следуйте на форму для запроса пароля.
После получения контрольной строки следуйте на форму для смены пароля

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Проект "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации". Новая редакция
14 Ноября 2012/
СКФО

Проект "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации". Новая редакция Новости по теме Поезд «Победа» приедет в Нальчик Жителям Каспийска в квартиры пустили черную воду, ФОТО Улицу Ленина в Ростове перекрыли из-за пожара на 250 квадратных метрах Двоих жителей КБР подозревают в терроризме МВД: В 2016 году на Ставрополье снизилось число преступлений Проект по состоянию на 1 ноября 2012 года


Стратегия

государственной национальной политики

Российской Федерации на период до 2025 года

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации (далее - Стратегия) – официально признанная система современных политико-правовых взглядов, определяющая цель, принципы, приоритетные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики.

Стратегия является базовым документом государственной национальной политики, исходит из исторически сложившихся этнокультурных особенностей и актуальных проблем развития России, как демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества.

2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте российского многонационального государства.

3. Стратегия разработана с учетом действующего законодательства, документов государственного стратегического планирования, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в области национальной (государственной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, внешней, миграционной и молодежной политики, образования, культуры, а также других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

4. Государственная национальная политика носит комплексный, межотраслевой характер, социально обусловлена, основывается на федеративном устройстве российского государства, призвана сочетать общегосударственные интересы и этнокультурные потребности народов России, развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации как единой социально-политической общности.

5. Для целей настоящей Стратегии используются следующие понятия:

государственная национальная политика Российской Федерации – совокупность организационно-правовых, финансово-экономических, культурно-просветительских и информационных мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемых во взаимодействии с институтами гражданского общества, по обеспечению этнокультурных потребностей и прав граждан, достижению гражданского и межнационального согласия;

российская нация (многонациональный народ Российской Федерации, россияне) - сообщество граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историко-культурную и гражданскую общность, политико-правовую связь с российским государством (согражданство);

политика согражданства – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с участием институтов гражданского общества по формированию российской гражданской идентичности и достижению межнационального согласия;

российская гражданская идентичность – общее и единое для граждан Российской Федерации осознание своей принадлежности к российской нации;

этническая общность (народ, этнонация) – исторически возникшая на основе общих территории, языка и культуры устойчивая общность людей, обладающая этническим самосознанием;

национальность – этническая принадлежность (этничность), осознанная человеком на основе самоопределения принадлежность к тому или иному народу;

коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

иммиграция (внешняя миграция) - въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию с целью перемены постоянного места жительства и приобретения российского гражданства, а также совершаемый с целью временного трудоустройства и выполнения работ, оказания услуг (временная трудовая миграция), участия на сезонных работах (сезонная трудовая миграция), получения или продолжения образования (образовательная миграция);

внутренняя миграция – реализация права граждан Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на всей ее территории;

межнациональные (межэтнические) отношения – взаимодействие между людьми разной этнической принадлежности на индивидуальном и коллективном уровнях по поводу реализации прав на этнокультурное и языковое развитие, участия в общественно-политической жизни общества;

межнациональный (межэтнический) конфликт – конфликт, в котором хотя бы одна из сторон организуется и действует по признаку национальной (этнической) принадлежности или от имени той или иной этнической группы;

гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений – обеспечение конструктивных и уважительных отношений между представителями разных этнических общностей (народов) в целях недопущения или преодоления межэтнической напряженности и конфликтов, обретения знаний об истории и культуре собственного и других народов, формирования чувства гражданской ответственности, сотворчества и российской гражданской идентичности.

II. СОСТОЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ солидарности В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6. Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории, проживают представители 193 этнических общностей (по данным переписи 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и сыграло историческую роль в создании российской государственности и культуры.

Все народы, проживающие в России, равноправны и их культурное и языковое многообразие охраняется государством. В системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения.

7. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории российского государства сформировалась уникальная цивилизационная общность – полиэтническая российская нация, представители которой считают Россию своей Родиной. Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации основана на сохранении русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России.

8. Российская Федерация избрала федеративное устройство государства и национально-культурную автономию как две формы укрепления общего культурного, образовательного, информационного пространства, организации управления и политики интеграции, сохранения многообразия и единства страны. Они создали правовую основу для свободного этнокультурного развития народов России, реализации этнокультурных прав граждан вне зависимости от территории их проживания, достижения стабильности и предупреждения конфликтов на национальной основе.

9. Многообразие национального состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, учет традиций и интересов всех проживающих на ее территории народов составляют интеграционный ресурс российской нации, фактор укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

10. Вместе с тем, сохраняются негативные факторы, часть которых обусловлена деформациями советской национальной политики, связанными с репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов, неоднократными произвольными изменениями административных границ, ослаблением государственности в 1990-е годы, ростом ксенофобии, этнического и религиозного экстремизма в современный период.

На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис российской гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, этнотерриториальный сепаратизм, терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества.

11. На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:

высокий уровень социального и имущественного неравенства в обществе, региональной экономической дифференциации, этнополитизация различных сфер жизнедеятельности;

активное продвижение в российском обществе идей и стандартов массовой культуры, размывание и разрушение нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

недостаточность норм законодательства Российской Федерации в области межнациональных (межэтнических) отношений, способствующих укреплению гражданского единства, межэтническому диалогу, обеспечению гражданского и межнационального согласия снижению межнациональной напряженности;

низкий уровень доверия граждан органам власти и управления, внедрение в общественное сознание негативных оценок состояния общества (коррупция, неверие граждан в равенство перед законом и судом, предвзятость отдельных представителей власти к культуре и обычаям некоторых народов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить законные интересы людей);

недостаточная роль культуры в воспитании духовности и патриотизма, что способствует экспансии экстремистской идеологии, фрагментации единого социокультурного пространства, культивированию ксенофобии, возникновению межнациональных (межэтнических) конфликтов;

низкая эффективность принимаемых в системе образования мер по формированию у обучающихся российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

сложная ситуация с сохранением и развитием сообществ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, их языков и самобытной культуры, с обеспечением охраны здоровья и доступности образования. Низкая адаптивность традиционной хозяйственной деятельности к современным экономическим условиям;

низкая эффективность межведомственной и межуровневой координации, нерешенность вопросов раннего предупреждения проявлений этнофобии, радикализма и экстремизма в регионах и муниципальных образованиях;

общемировые этнополитические проблемы (унифицирующее влияние глобализации, международный терроризм, религиозный экстремизм, этнический сепаратизм, абсолютизация прав этнических меньшинств в ущерб правам большинства, кризис политики мультикультурализма в европейских странах);

современные миграционные процессы, регулирование которых не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом.

12. Влияние негативных факторов на развитие межнациональных (межэтнических) отношений обусловливает новые задачи в сфере государственной национальной политики. Принятыми в 2000-е годы мерами по укреплению государственности, реализацией Концепции государственной национальной политики 1996 года удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования российского гражданского единства на основе общей судьбы народов, восстановления исторической связи времен и гражданского примирения. В настоящее время требуется совершенствовать государственную национальную политику Российской Федерации на основе настоящей Стратегии.

III. ЦЕЛЬ, ПРИНЦИПЫ, направления И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

13. Целью государственной национальной политики современной России является сплочение многонационального российского общества в единую политическую нацию на основе патриотических ценностей и социальной солидарности, которая предусматривает:

укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации;

сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

гармонизацию межнациональных отношений;

обеспечение адаптации и интеграции внешних мигрантов (иммигрантов) в социально-культурное пространство российского общества и внутренних мигрантов к традициям и обычаям принимающих сообществ.

Эта цель достигается совместными действиями общества и государства и является основой стабильного и суверенного развития России, благополучия ее граждан, решения долгосрочных задач в государственном строительстве, экономике, социально-культурной сфере, внешней политике, области обеспечения национальной безопасности.

14. Основными принципами государственной национальной политикиРоссийской Федерации являются:

государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;

равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

право каждого гражданина добровольно определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности;

знание гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;

право каждого гражданина на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

запрещение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также действий, направленных на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;

взаимное уважение традиций и обычаев народов, проживающих в Российской Федерации;

гарантия и обеспечение прав всех народов, населяющих Российскую Федерацию, включая поддержку экономического, социального и культурного развития коренных малочисленных народов;

поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, в сохранении и развитии родного языка и культуры, в укреплении их связей с Россией;

интеграция в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, добровольно и на законных основаниях переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, а также лиц, получивших убежище в Российской Федерации;

комплексность решения задач государственной национальной политики с учетом ее межотраслевого характера;

включенность институтов гражданского общества в выработку и реализацию задач государственной национальной политики;

преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России.

15. Направления и задачи реализации государственной национальной политики Российской Федерации

Приоритетными направлениями государственной национальной политики по укреплению гражданского единства многонационального народа Российской Федерации, сохранению и развитию культуры народов России, гармонизации межнациональных отношений являются:

совершенствование государственного управления в сфере межнациональных отношений;

развитие федеративных отношений;

обеспечение прав и свобод граждан в сфере общественной безопасности;

обеспечение социально-экономических условий для проведения эффективной государственной национальной политики;

укрепление гражданского единства российской нации, сохранение и развитие этнокультурного многообразия в сфере культуры;

укрепление гражданского единства российской нации, гармонизация межнациональных отношений в сфере образования и воспитания;

поддержка государственного языка и языков народов России;

адаптация и интеграция внешних и внутренних мигрантов;

информационное обеспечение государственной национальной политики;

совершенствование взаимодействия государства с институтами гражданского общества;

развитие международного сотрудничества в сфере межнациональных отношений.

Межнациональные отношения находятся в фундаментальной взаимосвязи со всеми другими общественными отношениями. Задачи государственной национальной политики учитываются в документах государственного стратегического планирования и при формировании федерального, региональных и местных бюджетов.

15.1. Задачи государственной национальной политики в сфере прав и свобод граждан и государственного управления:

обеспечить вовлечение институтов гражданского общества, в том числе общественных национальных и многонациональных объединений граждан, национально-культурных автономий в систему взаимных обязательств о совместном противодействии росту межнациональной напряженности, межэтническому насилию, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти;

сформировать систему мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, позволяющую оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;

проводить мониторинг международных событий, способных повлиять на межнациональную стабильность в стране;

обеспечить открытость и публичность рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных отношений, их непредвзятое и ответственное освещение в средствах массовой информации;

внести в действующее законодательство изменения, предусматривающие правовые гарантии политики согражданства, в том числе:

признать социально ориентированной деятельность российских некоммерческих организаций в области этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, а также межэтнического сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, адаптации и интеграции мигрантов;

наделить органы государственной власти разных уровней полномочиями по вопросам реализации государственной национальной политики, включая участие в создании условий для формирования общероссийской гражданской идентичности, адаптации и интеграции внешних и внутренних мигрантов;

принять федеральный закон о недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, пропаганды нацистских идей;

принять государственную и федеральную целевую программы, направленные на укрепление единства российской нации, гражданского и межнационального согласия и этнокультурное развитие народов России;

принять региональные документы государственного стратегического планирования, разрабатываемые в рамках государственного прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования, нормативные правовые акты, направленные на этнокультурное и языковое развитие российских народов, гармонизацию межнациональных отношений, адаптацию и интеграцию внешних и внутренних мигрантов;

обеспечить замещение должностей государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов и судебной системы и формирование федерального и регионального кадрового резерва на основе соблюдения принципа равного доступа граждан к замещению должностей;

обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, выполняющих функции в сфере государственной национальной политики, в учебных заведениях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

15.2. Задачи государственной национальной политики в сфере федеративных отношений

добиваться сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, способствовать сокращению уровня их социально-экономической дифференциации, совершенствовать межбюджетные отношения как условий укрепления федеративных отношений и обеспечения гражданского и межнационального согласия;

осуществить меры политического, экономического и правового характера, обеспечивающие государственную поддержку и стимулирование экономической активности субъектов Российской Федерации;

осуществить разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области реализации задач государственной национальной политики;

придать приоритетный характер вопросам поддержания межнационального согласия, профилактики конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

установить ответственность и меры стимулирования должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за динамику состояния межнациональных отношений и общественно-политическое развитие соответствующих территорий.

15.3. Задачи государственной национальной политики в сфере общественной безопасности

Учитывая, что этнический сепаратизм, этнополитический экстремизм и международный терроризм представляют угрозу общественной безопасности, помимо специальных мер необходимы:

а) профилактика этнического сепаратизма и этнополитического экстремизма, которая предполагает:

формирование в обществе неприятия идей экстремизма, как негативного явления по отношению к идеям развития страны, повышения качества жизни, социально-экономической и общественно-политической стабильности;

укрепление правовых основ, научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними проявлений экстремизма и терроризма;

вовлеченность этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций, их лидеров в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму и нетерпимости;

организацию с участием институтов и представителей гражданского общества, интернет-провайдеров противодействия пропаганде экстремистских идей в социальных сетях;

запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

законодательное закрепление ответственности руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных представителей власти и правопорядка за действия и бездействие, провоцирующие межнациональную напряженность и конфликты;

реализацию мер нормативно-правового и информационного характера по противодействию политизации этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

б) прогнозирование, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов, которые предполагают:

совершенствование системы управления и координации действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая создание уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

учет этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом в Вооруженных Силах, других органах, войсках и формированиях, в которых предусмотрена военная служба, правоохранительных органах и с осужденными в системе исполнения наказаний, мониторинг состояния межнациональных отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

создание государственно-общественной системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, базирующейся на диверсификации источников информирования (в т.ч. на использовании данных мониторинговой деятельности, осуществляемой общественными, этнокультурными, правозащитными и религиозными организациями, правоохранительными органами, экспертными сообществами) и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;

обеспечение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга состояния межнациональных отношений, включая подготовку информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными объединениями и религиозными организациями в субъекте Российской Федерации;

создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации центров, обеспечивающих мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений, а также анализ публикаций в средствах массовой информации, социальных сетях, в том числе на языках народов Российской Федерации.

15.4. Задачи государственной национальной политики в социально-экономической сфере

Обеспечить благоприятные социально-экономические условия для проведения эффективной государственной национальной политики путем:

формирования экономической среды, механизмов социального развития, основанных на сочетании предпринимательской свободы и социальной справедливости, экономической и социальной инициативы, обеспечения безопасности и правопорядка;

снижения социального и имущественного неравенства граждан за счет сбалансированного развития регионов и размещения производительных сил, формирования гибкой системы расселения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни населения;

содействия развитию народных промыслов в целях увеличения трудозанятости населения, в том числе на селе и в горных условиях, а также сохранения традиционных методов хозяйствования;

обеспечения доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания, в том числе, в отдаленных местах проживания коренных малочисленных народов;

расширения возможностей доступа к отечественным и мировым культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России;

соотнесения потребностей российской экономики, сбалансированного развития регионов, ситуации на рынке труда и задач демографической политики с внешней и внутренней миграцией на основе стимулирования передвижения мигрантов в трудонедостаточные регионы, учитывающего интересы и этнокультурные традиции принимающих сообществ;

информирования населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;

развития разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение гибких форм занятости и графика работы;

поддержки регионов и территорий, проводящих активные меры по привлечению внутренних мигрантов.

15.5. Задачи государственной национальной политики в сфере культуры

Обеспечить сохранение и приумножение культурных ценностей многонационального народа Российской Федерации за счет:

сохранения самобытных культур, исторического наследия и традиций взаимодействия народов России, формирования в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

совершенствования системы подготовки кадров в сфере культуры;

расширения государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, предусматривающих освещение значимых исторических событий, пропаганду общих достижений народов России, а также общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;

формирования культуры межнационального общения в соответствии с нормами и традициями многонационального народа Российской Федерации;

развития межнациональных и межрегиональных культурных связей, этнического культурно-познавательного туризма, организации посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, участия молодежи в региональных, межрегиональных и общероссийских мероприятиях, проводимых в регионах страны;

принятия региональных программ развития межэтнических культурных связей, предусматривающих обеспечение доступности традиционных и современных культурных произведений народов России и бывшего СССР, их трансляцию по каналам государственного и общественного телевидения и ФМ-радио, созданного на принципах частно-государственного партнерства с участием этнокультурных объединений граждан, развитие оздоровительных и рекреационных зон, этнокультурных и природных туристических маршрутов, организацию выставок произведений искусства, гастролей творческих коллективов, экскурсий;

продвижения отечественных культурных ценностей за рубежом как части системы формирования позитивного облика России на международной арене.

15.6. Задачи государственной национальной политики в сфере образования и воспитания

Обеспечить формирование мировоззрения, скрепляющего российскую нацию, российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, воспитание культуры межнационального общения, уважение к духовным ценностям народов России на всех этапах образовательного процесса путем:

повышения роли гуманитарного образования в изучении исторического опыта культурного взаимодействия народов России, взаимного вклада культур в общероссийское достояние страны, обогащения знаниями о народах страны, знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;

введения в программы общеобразовательных школ специализированного курса «Диалог культур народов России», способствующего воспитанию обучающихся в духе дружбы и уважения народов, российской гражданской идентичности;

создания в вузах интернациональных структур студенческого самоуправления (клубы интернациональной дружбы, советы землячеств и т.д.), а также формирования условий для координации деятельности данных структур;

создания системы непрерывного патриотического воспитания детей и молодежи;

расширения государственной поддержки национальных видов спорта, проведения Спартакиады народов России;

проведения на регулярной основе общественно-государственную экспертизы федеральной и региональной учебной литературы с целью ее соответствия требованиям воспитания учащихся в духе дружбы народов и взаимоуважения;

профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

поддержки образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда.

15.7. Задачи государственной национальной политики в языковой сфере, которые предполагают:

поддержку русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, одного из официальных языков ООН, СНГ и других международных организаций;

принятие комплекса мер по поддержке и защите языков народов Российской Федерации с учетом традиций русско-национального дву-/многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового разнообразия российского общества;

обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации;

возрождение и поддержку взаимных переводов произведений отечественной литературы на языки народов России;

содействие соотечественникам, их детям, проживающим в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, получении образования на территории Российской Федерации.

15.8. Задачи государственной национальной политики в области иммиграции

В целях создания условий и стимулов для адаптации и интеграции иммигрантов, формирования конструктивного взаимодействия между ними и принимающим обществом необходимо:

создать экономические и социальные условия и стимулы для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом;

обеспечить сочетание социально-экономических задач в рамках демографической и миграционной политики с интересами и этнокультурными традициями народов Российской Федерации;

содействовать формированию у иммигрантов и коренного населения навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

создать культурно-адаптационные центры в странах происхождения иммигрантов;

противодействовать социальной исключенности иммигрантов, формированию замкнутых анклавов этнических групп;

обеспечить взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями граждан, содействующими адаптации и интеграции иммигрантов;

создать в регионах страны сети государственных адаптационных курсов для иммигрантов и их детей по изучению языка, истории и культуры народов Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации;

противодействовать незаконной иммиграции, неформальной занятости иммигрантов путем легализации трудовых отношений иммигрантов с работодателями, совершенствования миграционного и трудового законодательства Российской Федерации, повышения ответственности работодателей и иммигрантов за нарушение его требований, информационной и разъяснительной работы с иммигрантами и работодателями.

15.9. Задачи по информационному сопровождению государственной национальной политики

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают:

формирование системы стимулов для государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики, включая оказание поддержки проектам, направленным на пропаганду идей укрепления гражданского единства российской нации, сохранения и развития культуры народов России, гармонизации межнациональных (межэтничесчких) отношений, обеспечения адаптации и интеграции мигрантов;

распространение наружной рекламной и промышленной продукции, изготовление и размещение в телевизионном и радио- эфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержку создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, пропагандирующих идеи укрепления гражданского единства российской нации, сохранения и развития культуры народов России, гармонизации межнациональных (межэтничесчких) отношений, обеспечения адаптации и интеграции мигрантов;

организацию и проведение конкурсов средств массовой информации на лучшую публикацию по вопросам межнационального (межэтнического) и межкультурного взаимодействия;

выступления в средствах массовой информации руководителей федеральных органов государственной власти, глав субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления, представителей институтов гражданского общества, включая лидеров общественных объединений и религиозных организаций, по вопросам укрепления гражданского единства российской нации, сохранения и развития культуры народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечения адаптации и интеграции мигрантов.

Органы государственной власти с участием институтов гражданского общества, профессиональных журналистских сообществ:

осуществляют мониторинг печатных и электронных средств массовой информации с целью недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной ненависти и вражды;

организуют проведение регулярных обучающих семинаров для журналистов по вопросам укрепления гражданского единства российской нации, сохранения и развития культуры народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечения адаптации и интеграции мигрантов.

Органы государственной власти, иные субъекты информационной политики при информационном сопровождении государственной национальной политики Российской Федерации должны ориентироваться на установленные законодательством и настоящей Стратегией принципы, задачи и понятия в сфере государственной национальной политики. Информационное сопровождение государственной национальной политики Российской Федерации включает, в том числе, меры по повышению квалификации журналистов, работающих в области освещения межнациональных отношений, а также содействует продвижению позитивного образа России как федеративного государства, обеспечивающего гражданское единство российской нации, гражданское и межнациональное согласие, сохранение культурного многообразия народов России.

15.10. Задачи государственной национальной политики в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества

Данное направление обеспечивается:

участием Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат в подготовке и принятия управленческих решений в сфере государственной национальной политики;

повышением роли и ответственности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти в области укрепления гражданского единства российской нации, сохранения и развития культуры народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечения адаптации и интеграции мигрантов;

расширением практики создания полиэтнических общественных объединений;

законодательным урегулированием и внедрением общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в области укрепления гражданского единства российской нации, сохранения и развития культуры народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечения адаптации и интеграции мигрантов;

расширением государственной поддержки общественных инициатив при обеспечении прозрачности финансовых источников и отчетности по проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере государственной национальной политики;

вовлечением институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике межнациональной (межэтнической) нетерпимости и вражды в молодежной среде;

развитием инфраструктуры общественных организаций, государственных и муниципальных учреждений, включая дома дружбы, центры национальной культуры и др.;

укреплением роли национальных сообществ в адаптации иммигрантов на основе социальной, правовой и информационной поддержки, шефства и использования инфраструктуры их культурных и учебных центров для обучения земляков традициям и обычаям того региона, куда они приезжают жить и работать.

15.11. Задачи государственной национальной политики в сфере международного сотрудничества:

содействовать гуманитарными средствами объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с высокими стандартами обеспечения этнокультурных прав граждан и многовековыми традициями гармонизации межнациональных отношений;

обеспечить поддержку и популяризацию за рубежом русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира, партнерство цивилизаций, способствовать изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и языка межнационального общения;

содействовать защите прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом на основе международного права и действующих международных договоров, рассматривая многомиллионную российскую диаспору (русский мир) в качестве партнера, в том числе, в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры;

содействовать консолидации организаций соотечественников в целях более эффективного обеспечения ими своих прав в странах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;

использовать механизмы приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей разделенных народов;

обеспечить реализацию мер, направленных на противодействие проявлениям неонацизма, современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, ревизии характера и итогов Второй мировой войны и подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;

развивать, в том числе, используя ресурсы, потенциал и инициативы институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, евразийского сотрудничества, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами;

наращивать взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях укрепления универсальных стандартов в деле защиты прав и свобод человека, недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, а также использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод;

обеспечить участие в международном сотрудничестве по регулированию процессов миграции, обеспечению прав трудовых мигрантов;

содействовать диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями, последовательному проведению этой линии в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы, ШОС, СНГ и других международных и региональных организаций, поддержанию соответствующих инициатив гражданского общества во взаимодействии с Русской православной церковью и другими традиционными конфессиями страны.

IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

16. Проведение единой государственной национальной политики в Российской Федерации обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества путем комплексного использования политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных во исполнение настоящей Стратегии.

17. Стратегия государственной национальной политики входит в систему документов государственного стратегического планирования, которая формируется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

18. Разработка и исполнение комплекса мер, направленных на реализацию настоящей Стратегии, проводятся Правительством Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основным инструментом реализации Стратегии должна стать федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

19. На основе обсуждения практики реализации государственной национальной политики Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениям, научными и другими организациями Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям готовит предложения Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики.

20. По решению Президента Российской Федерации вопросы государственной национальной политики могут выноситься на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации. Комплексные проблемы обеспечения государственной национальной политики могут рассматриваться на заседаниях Государственного совета Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации с участием совещательных и консультативных органов, созданных для обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации.

21. Нормативное правовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется на основании Конституции Российской Федерации с учетом норм международного права, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

22. Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется на основе мониторинга межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации и за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений, при необходимости с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия, подготовки и представления докладов по основным характеристикам состояния межнациональных (межэтнических) отношений.

23. Исходя из задач, установленных настоящей Стратегией:

Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных отношений в стране и эффективность деятельности органов власти в субъектах Российской Федерации по реализации задач государственной национальной политики;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных отношений в регионе и эффективность деятельности органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики.

24. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает этапы реализации Стратегии, которые должны быть синхронизированы с процессом формирования трехлетнего бюджета и этапами реализации документов государственного стратегического планирования, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также отраслевых и территориальных (федеральные округа) стратегий развития. Каждый этап сопровождается принятием Плана реализации указанного этапа на трехлетний период.

25. Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется на основе ежегодного доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии и тенденциях развития общественных отношений в сфере государственной национальной политики. А также регулярных докладов о состоянии и тенденциях развития отдельных народов России и о состоянии и тенденциях развития межнациональных (межэтнических) отношений в регионах Российской Федерации.

26. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Администрации Президента Российской Федерации по результатам анализа реализации настоящей Стратегии и мониторинга межнациональных (межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации, с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на их состояние.

***

Реализация Стратегии государственной национальной политики призвана стать мобилизующим фактором по формированию и укреплению единства российской нации, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в стране, обеспечению политической стабильности в обществе, укреплению государственной безопасности и правопорядка, а также росту международного престижа Российской Федерации. 

Возврат к списку

Для того,чтобы добавить комментарий авторизуйтесь:

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости партнеров

Видео пользователей

1 / 4

Политика

Читать всё

“А знаете ли Вы, что...”

Читать всё

Первая в мире автогонщица была зарегистрирована в 1901 г. на первом международном авторалли Париж–Берлин (протяженность – 1100 км). Ею стала француженка Камилла дю Гас. Зам... Полностью

Дежа веку (Déjà Vécu, т.е. уже пережитое) – это то, что большинство людей испытывают, когда они переживают дежавю. В то время, как дежавю – это ощущение, что вы видели что-то... Полностью

Традиция обезглавливания имеет глубокие корни в истории и культуре многих народов. Так, например, в одной из библейских второканонических книг повествуется знаменитая история Юдифи... Полностью

Самый странный матч в истории футбола сыграли Барбадос и Гренада в 1994 году. Чтобы занять первое место, Барбадосу надо было победить, причём с разницей, как минимум, в два мяча. Полностью

Понятие «день» на борту орбитальной космической станции весьма условно, ведь МКС, вращаясь вокруг Земли, встречает рассвет примерно 15 раз в сутки. Полностью

«Коктейль Молотова» — стеклянная бутылка, содержащая горючую жидкость, и запал (в самом примитивном варианте на горлышке закреплена смоченная горючим тряпка). Полностью

В начале ХХ века Чарльза Хетфилда называли заклинателем дождя. Он торговал швейными машинками, а в свободное время изучал материалы по химии, физике, метеорологии. Его целью было н... Полностью