Кудрин – глава Счетной палаты: как изменится межбюджетная повестка России

Кудрин – глава Счетной палаты: как изменится межбюджетная повестка России
Россия
23 Мая 2018 08:46
Rusoboz.ru

В первую очередь необходимо изменить системы бюджетных трансфертов и контрольно-надзорных полномочий

Счетную палату России возглавил Алексей Кудрин, который 11 лет был министром финансов. При этом он останется руководителем Комитета гражданских инициатив (КГИ) и Центра стратегических разработок (ЦСР) – главных «мозговых центров» либеральных реформ. Стоит ли теперь ожидать, что и Счетная палата станет таким же прогрессистским ведомством?

«Тандемократия» в мире финансов

Алексей Кудрин трижды признавался лучшим министром финансов: в Восточной и Центральной Европе, в развивающихся европейских странах, в мире. Он по праву считается одним из самых опытных финансистов, и его имя активно обсуждалось политологами в числе основных претендентов на пост председателя правительства России.

В этом смысле назначение Кудрина на пост главы Счетной палаты – ведомства, которое у большинства жителей вовсе не на слуху – не стоит считать формальностью. Счетная палата – вовсе не финансовая прокуратура, как принято считать; она не просто проводит проверки и ловит коррупционеров. Действительно, Счетная палата имеет право контроля за ключевыми финансовыми институтами – Центробанком и внебюджетными фондами (пенсионным, социального и медицинского страхования).

Но на самом деле это ведомство имеет гораздо более широкие полномочия, и в первую очередь, проведение финансовой экспертизы госпрограмм, проектов бюджета, федеральных законов, постановлений правительства… Счетная палата может составлять аналитические записки о ситуации в финансовой сфере.

Именно последнее направление, похоже, для Алексея Кудрина и будет приоритетным. Выступая на пленарном заседании Госдумы, где рассматривалась его кандидатура, он, в частности, заявил: «В современных условиях необходимо подключать современные механизмы контроля не после, не ловить уже за руку, а совершенствовать процессы, чтобы соответствующих нарушений, и хищений, и коррупции было меньше».

А вот среди конкретных задач Кудрин отметил, во-первых, развитие стратегического аудита (оценка сбалансированности расходов, выявление неиспользованных резервов), во-вторых, повышение открытости Счетной палаты, а в-третьих, «цифровизацию» аудиторской деятельности.

Очевидно, что новому председателю Счетной палаты, ставящему столь амбициозные задачи, придется работать в тандеме с Минфином. Но с нынешним министром у него никакой конкуренции быть не должно: Антон Силуанов семь лет работал заместителем у Кудрина.

«Единая субсидия» нужна не только в АПК

В числе своих приоритетов на посту председателя Счетной палаты Алексей Кудрин назвал взаимодействие с региональными Счетными палатами. Но при этом осторожно обошел стороной вопрос, который так или иначе поднимается политиками последние годы: централизация аудиторских функций через создание единой «вертикали».

Кудрин – противник централизации. Ранее, еще в статусе главы Центра стратегических разработок, он касался и вопроса реформы контрольно-надзорной сферы. Сегодня в нее входят до 80 государственных ведомств – это убийственно для инвестиционного потенциала регионов. По мнению Кудрина, часть полномочий по контролю и надзору следует полностью передать субъектам, а часть – делегировать в большей части.

Даже проблем межбюджетных отношений Кудрин, выступая в Госдуме, успел коснуться лишь вскользь: по его словам, один из основных вызовов для финансово-бюджетной системы России – это рост долговой нагрузки регионов.

Хотя почти очевидно, что именно при руководстве Алексеем Кудриным Счетная палата и станет «мозговым центром» для выработки новой модели межбюджетных отношений – а реализовывать ее будет уже Минфин.

Центр стратегических разработок неоднократно этой болезненной темы. Одно из предложений – это укрупнение отраслевых субсидий. В прошлом году в России их было 65 (то есть фактически у каждого министерства), а должно быть не более 20, уверен Кудрин. «Они должны решать самые главные задачи, которые стоят перед страной, а не размазываться по незначительным текущим вопросам в отраслях», – считает политик.

В качестве примера он приводит «Единую сельскохозяйственную субсидию»: это новый механизм, который заработал в прошлом году благодаря министру сельского хозяйства Александру Ткачеву. Если раньше субъекты получали трансферты на конкретные программы, то теперь регион получает общую сумму, которую затем местное правительство распределяет по приоритетным направлениям (в «Единую субсидию» включают субсидирование части кредитов и страховых взносов, поддержку отраслей и малых форм хозяйствования).

«Пилоты» для бюджетной реформы

Нужно не только сокращать количество субсидий, но и делать их освоение более прозрачным. Во-первых, «отвязать» их от финансового года, чтобы субсидии выделялись на два-три года (иначе получается, что после проведения тендеров средства доходят до подрядчиков лишь к лету).

Во-вторых, распределять часть субсидий между регионами на конкурсной основе.

В-третьих, перейти от контроля за расходованием субсидий к контролю за достижениями целевых результатов.

Часть средств, которые сейчас распределяются в регионы в виде субсидий, могли бы пойти в другой форме трансфертов – дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Они позволяют обеспечить равный доступ к социальным услугам, а потому должны быть более гибкими и свободными для регионов России (в экономически развитых странах доля этого финансового инструмента в общей системе трансферта начинается с 60%).

На уровне регионов (и тем более муниципалитетов) получается парадоксальная ситуация: они не заинтересованы в приросте собственных доходов, поскольку это может привести к сокращению трансфертов из вышестоящих бюджетов.

«Как сбалансировать бюджетную систему, которая, с одной стороны, выполняет задачу выравнивания, а, с другой стороны, должна предоставлять необходимую свободу и стимулы для работы?» – задает риторический вопрос Кудрин.

Вместе с экспертами ЦСР он предлагает расширить полномочия субъектов в части финансового управления и взимания налогов (позитивный пример – курортный сбор). Для начала это могли бы быть несколько «пилотных» территорий, опыт которых можно затем распространить и на другие.

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Загрузить изображение
 
Авторизация при помощи социальной сети


Новости компаний

В Армавире открылся первый авторизированный Центр Mobil 1

Он работает на базе сервисного центра Бавария М

“А знаете ли Вы, что...”