Канны-2018 задали тренд на возрождение кавказского кинематографа

Культура
15 Мая 2018 / 09:34

Каннский фестиваль снова оказался триумфальным для молодого режиссера из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова: он вошел в жюри второй по значимости конкурсной программы «Особый взгляд» и представил свой новый фильм «Дылда».

Балагов: «Я жил в другом Нальчике...»

Кантемир Балагов – ученик легендарного режиссера Александра Сокурова. Его имя прогремело в прошлом году, когда 26-летний кинематографист получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков FIPRESCI во второй по значимости конкурсной программе Канн «Особый взгляд» за фильм «Теснота».

Картина рассказывает о трагедии небогатой еврейской семьи, живущей в Нальчике в «лихие девяностые». Молодой еврей собирается жениться на девушке-кабардинке, но перед свадьбой молодую пару похищают бандиты, требуя у родственников выкуп. Сценаристом и монтажером которой также выступил Балагов, утверждавший, что фильм основан на реальных событиях – историю похищения рассказал ему отец.

В фильме есть все «атрибуты» молодежи – неважно, живущей ли в Нальчике, Москве или Париже – секс, алкоголь, ночные клубы, наркотики. Именно поэтому традиционалисты из Кабардино-Балкарии обрушились на Балагова с критикой: дескать, ничего подобного в Нальчике никогда не было.Все чинно-благородно, никакого криминала и разврата.

5ca69b3d0fe1206d5a33ea5a714a3e17.jpg

Источник: ruskino.ru

Сам Кантемир Балагов принял решение, что в Кабардино-Балкарии «Тесноту» демонстрировать не будут: «Мне очень жаль, но пробить глухоту официальных представителей КБР невозможно. Я не хочу выслушивать от них: «Наш город самый лучший и светлый город в России» и «межнациональных конфликтов у нас никогда не было»… Видимо, я жил в другом Нальчике».

Картина все же вышла в России в ограниченный прокат и собрала, по данным статистики Фонда кино, лишь 5,6 млн. рублей (фильм в кинотеатрах увидела 21 тысяча зрителей). Но подобные авторские картины и не снимают, чтобы заработать миллиарды – это не блокбастеры Marvel.

Зато Балагов уже заработал себе имя в мировом кинематографе: в Каннах-2018 его пригласили в жюри «Особого взгляда», где он еще год назад сам был конкурсантом (возглавил жюри актер Бенисио дель Торо).

Также на кинорынке в Каннах-2018 продюсер Александр Роднянский, с которым теперь вместе работает Балагов, представил его новый фильм «Дылда». Синопсис будущего проекта краток: известно, что картина расскажет о двух молодых женщинах, вернувшихся с фронта в послевоенный Ленинград.

«Компания привлекла талантливого писателя к сотрудничеству с Кантемиром, инвестировала в разработку и написание далеко не одного варианта сценария, довела его до завершения. Затем вывела проект на рынок, привлекла международных партнеров, включая таких мощных, как компания Wild Bunch, убедила частных инвесторов – и «Дылда» стала европейской копродукцией с участием нескольких стран. Этой осенью начнутся съемки фильма», – рассказал Роднянский на Каннском кинорынке.

«Курорты Северного Кавказа» прогадали с Гайдаем

Глубоко авторская и трагическая «Теснота» – лишь одна сторона современного кинематографа Северного Кавказа. За последние годы здесь было снято еще несколько фильмов, которые напомнили забытую советскую традицию «Кавказской пленницы».

Одна из картин так и называется – это вольное продолжение комедии Леонида Гайдая, съемки которой финансировала госкомпания «Курорты Северного Кавказа». Их участие объяснялось тем, что в советские годы «Кавказская пленница» сумела поднять интерес советского туризма к Кавказу.

Работала над фильмом в Карачаево-Черкесии съемочная группа под руководством Михаила Шевчука (актера из «Сибирского цирюльника» и «Сердец трех»), а одним из продюсеров выступил Федор Бондарчук. Роли Шурика и Нины доверили Константину Крюкову и Любови Аксеновой. В общем, звездная команда. Но с картиной изначально не заладилось.

a57de1ce743a.jpg

Источник: kvas.ws

Возникли вопросы у прокуратуры: якобы, средства на ее съемки были выделены без одобрения совета директоров. Потом на горизонте возникли конкуренты – еще один фильм «Кавказская пленница», почти покадровый римейк картины Гайдая (он в 2014 году с треском провалился в прокате).

В общем, вместо обещанного 2013 года новый фильм – уже под ничего не значащим для зрителя названием «Убежать, догнать, влюбиться» – вышел в 2015 году. Фильм, который некогда рекламировали с такой помпой, прошел практически незамеченным для массового зрителя. Впрочем, иного и ожидать не стоило – изначально ведь снимали не полноценную комедию, а всего лишь рекламный ролик. Пусть и очень-очень дорогой – $2 миллиона.

Первый кавказский мюзикл получил 16 миллионов

Не в пример «Кавказской пленнице – 2» выступили две других кинокомедии, снятые на Северном Кавказе, но именно кавказскими кинематографистами. В конце 2015 года на экраны страны вышел мюзикл «По небу босиком». Режиссер, автор сценария, монтажер и автор песен, да еще и исполнитель одной из ролей – Султан Хажироко, бывший министр молодежной политики Кабардино-Балкарии.

Помните песню, которая еще недавно звучала из каждого утюга: «Едем, едем в соседнее село на дискотеку, едем, едем на дискотеку со своей фонотекой». Так вот это он поет, Султан Ураган (такой творческий псевдоним у экс-министра). Благодаря его связям в музыкальной тусовке удалось завлечь в картину в качестве актеров двух выходцев из Кабардино-Балкарии – поп-диву Сати Казанову и шансонье Ефрема Амирамова. И даже бывшую солистку «Миража» Наталью Гулькину.

sati-kazanova.jpg

Источник: walldevil.com

Играют в картине актеры Кабардинского государственного театра, а главную роль отдали молодому артисту московского театра «Школа драматического искусства» Алану Кокаеву, выпускнику хореографического отделения ГИТИСа.

Фильм вышел в прокат только в регионах Северного Кавказа и в Москве, но при этом собрал вполне приличную кассу – почти 16 млн. рублей (62 тысячи зрителей). Успех картины неожиданным образом повлиял на судьбу его создателей: скажем, Алана Кокаева пригласили возглавить управление молодежной политики в администрации Владикавказа. Жаль, в кино больше не снимался...

Пока что «По небу босиком» остается самым успешным у массово зрителя фильмом, созданным на Северном Кавказе. Два года назад вышла в прокат еще одна замечательная комедия «Тэли и Толи», снятая при поддержке Союза кинематографистов Северной Осетии.

Легкий и добрый фильм, рассказывающий о жизни двух селений, разделенных российско-грузинской границей, собрал в прокате скромные 1,5 млн. рублей (5 тысяч зрителей).

DAeB7LjvvHBGMEEIE38mTX3fzrx.jpg

Источник: ruskino.ru

Кстати, в этой картине грузина играет... татарин Риналь Мухаметов – секс-символ современного российского кино, звезда «Притяжения» и столичного «Гоголь-центра». А вот для исполнительницы другой главной роли, Нуци Хабулава, дебютный фильм «Тэли и Толи» – пока и единственный в фильмографии.

Хотя, возможно, если добрые советские традиции кинопрома на Северном Кавказе все же возродятся, то отбоя от предложений у ярких молодых актеров не будет.

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение