17:05 / 26 September 2017 /
USD RUB /
/

Махачкалинские аномалии

Махачкалинские аномалии
20 Декабря 2013 15:40
О нефтяной отрасли Дагестана в криминальной хронике пишут едва ли не чаще, чем в экономических новостях. То найдут незаконную врезку в трубопровод, то накроют очередной «самовар» (кустарный мини-НПЗ, перегоняющий нефть в низкокачественное топливо – ред.).

В очередной раз в скандальную историю попадает компания «Дагнефтепродукт». Именно она отвечает за погрузку-разгрузку нефтетанкеров, приходящих в Махачкалинский порт, и держит резервуарный парк в главной морской гавани республики. Нефтебаза технологически необходима для работы трубопровода Баку - Махачкала - Новороссийск. Сгружаемую с судов нефть сначала закачивают в хранилище, а уж оттуда она поступает в трубу.

С недавних пор на территории нефтебазы в махачкалинском порту обосновался НПЗ, легальность которого вызывает большие сомнения. Опасное производство должно контролироваться Ростехнадзором, но никаких сведений об объекте туда не поступало. Это объект повышенной опасности и кто ответит, если в один прекрасный момент эта бомба замедленного действия взорвётся? И это рядом-то с нефтяными резервуарами.

На вопрос, откуда берётся сырье для завода, руководство предприятия говорит очень уклончиво – типа « нефти вокруг перегружается много». Но оснастка завода всегда рассчитывается на определённый сорт переработки. Если, конечно, речь идет о современной переработке с глубиной не меньше 70% (современные заводы имеют глубину 95%). Здесь же начальство «Дагнефтепровода» как о достижении рапортуют о глубине в 40%! А весной завод планируется запустить на полную мощность - нефти понадобится в год около миллиона тонн неопределенного происхождения. Можно легко предположить, что если производство так и не обзаведётся официальными поставками, то, выходит, будет работать на ворованном сырье? Как это делают многочисленные «самовары», которые пыхтят в других уголках Дагестана. По состоянию на начало 2013 года в республике было зарегистрировано только легальных 33 мини-НПЗ. Нелегальных, по оценкам полномочного представителя президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Владимира Кузнецова, насчитывается более пятидесяти.

А пока диспетчера приемного узла "Транснефти" в порту Махачкалы регулярно останавливают прием нефти в трубопровод Махачкала - Новороссийск из-за превышения содержания воды. Это при том, что перед сливом из танкера обязательно берутся пробы и при несоответствии сырья стандартам танкер не сливают. При таком подходе расположение «самовара» в припортовом нефтехранилище Махачкалинского порта становится своеобразным конкурентным преимуществом.

В ситуации, когда нелегальный НПЗ практически открыто перерабатывает непонятно откуда взявшуюся нефть, возникает резонный вопрос о способах ее получения. Есть единственный вариант: на закрытой для посторонних глаз территории частного предприятия разгружаемую с танкеров лукойловскую, казахстанскую или туркменскую нефть откачивать на свой мини-НПЗ, а в трубопровод закачивать воду и дешевые отходы переработки. «Сливками» будет нафта – идеальное сырье для получения высококачественного бензина. И чем больше объём производства - тем больше в трубе мазута и воды. А для "маскировки" ворованного сырья можно официально купить небольшой объем нефти. Потом, так же официально, отправить на экспорт танкера с получившимся мазутом и нафтой. Кстати, манипулируя соотношением отправленных танкеров с разными продуктами переработки можно «увеличить» глубину переработки, доведя ее до 90%. Сравните - современный нефтеперерабатывающий завод стоит от $2 млрд, а «самовар» - максимум $1 млн.

Эти предположения кажутся вполне реальными не только из-за невнятных объяснений начальников «Дагнефтепродукта». После истории, приключившейся в августе этого года, предположения превращаются в версию подготавливаемого преступления. Тогда российские спецслужбы задержали вышедший из дагестанской столицы азербайджанский танкер «Нафталан». На нём под видом мазута, экспортные пошлины на который значительно ниже, пытались вывезти 4,5 тысячи тонны нефти. В ФСБ возбудили уголовное дело по статье 226 УК РФ (Контрабанда стратегических ресурсов). Выяснилось, что залитая в танкер нефть предназначалась для прокачки по нефтепроводу из Махачкалы в Новороссийск, а её уход «налево» обеспечил персонал «Дагнефтепродукта». Не исключено, что это был не единичный случай.

В конце октября сотрудники ФСБ вызвали для дачи показаний работавшую в день загрузки «Нафталана» смену из 4 операторов и 2 диспетчеров ОАО «Дагнефтепродукт». В ответ компания прекратила приёмку нефти в резервуары, парализовав прокачку нефти из Махачкалы в Новороссийск. За сутки простоя нефтепровод недосчитался около 15 тысяч тонн сырья. Руководство «Дагнефтепродукта» ссылалось на забастовку, устроенную коллективом в знак протеста против задержания коллег. Но в стихийность протестов мало кто поверил. Как и в то, что работяги без команды сверху взялись бы грузить танкер контрабандной нефтью. Однако вскоре после поимки контрабандного танкера гендиректор «Дагнефтепродукта», до этого никогда не жаловавшийся на здоровье, скоропостижно скончался.

С осени у «Дагнефтепродукта» - новый гендиректор, 34-летний Саид Абдулаев. Но на резкие перемены вряд ли стоит рассчитывать. Во-первых, Абдулаев - человек в «нефтянке» новый. Известен он, прежде всего по работе в футбольном клубе «Анжи», где дослужился до должности исполнительного директора и почётного звания «Заслуженный работник физической культуры Республики Дагестан». Во-вторых, Абдулаев считается протеже Магомеда-Султана Магомедова, могущественной фигуры в нефтяной промышленности региона, к тому же основателя и бывшего президента футбольного клуба «Анжи». В марте 2012 года, в бытность председателем Народного собрания Дагестана, Магомедов лично назначил уволившегося из «Анжи» Саида Абдуллаева заместителем руководителя аппарата республиканского парламента.

Очевидно, что от дагестанских «самоваров», воровства и контрабанды кормятся не последние в регионе люди. А значит, борьба с этими явлениями, наносящими урон и имиджу республики, и её небогатому бюджету, по-прежнему будет натыкаться на незримое сопротивление этих влиятельных лиц. Органы же правопорядка, в первую очередь ФСБ на фоне террористической активности в республике такими обыденными преступлениями просто не успевают заниматься. Непонятно только почему «Транснефть» настаивает на сохранении аверса и даже приступила к консервации участка от Баку до Махачкалы.

Технически процветанию в Дагестане околонефтяных аномалий невольно способствует действующий ныне прямой, аверсный, режим работы трубопровода Баку - Махачкала - Новороссийск. Именно в таком режиме махачкалинский порт является важным перевалочным пунктом на пути нефти с Каспия к черноморскому побережью России. К тому же участок нефтепровода от Махачкалы до магистрали Баку-Новороссийск стал самым беспокойным для эксплуатации. Охранную зону вокруг трубы практически застроили. И воровство нефти из трубы идет уже за частными заборами. Ни прокуратура, ни суды давно на эти само захваты земли не обращают внимания. А жить на трубе опасно по всем параметрам. У «Транснефти» все как в анекдоте: «Хоть было и больно, и невкусно, но мыши не переставали грызть кактусы»

Получается, что самым надёжным способом прекратить разгул махинаций может стать перевод нефтепровода в реверсный режим. Как только сырьё начнёт поставляться из России в Азербайджан, как это предлагает «Роснефть», переваливать нефть через махачкалинский порт станет бессмысленно. А значит, не видать прежнего раздолья и дагестанским «самоварщикам».

Добавить комментарий

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Загрузить изображение
 
Авторизация при помощи социальной сети


Новости компаний

Сбербанк будет изучать страницы потенциальных заемщиков в соцсетях

Эксперты оценят активность пользователей и высчитают их кредитоспособность

ФАС продолжает рассматривать заявку о сделке между Uber и Яндекс.Такси

Объединение сервисов коснется рынков в Казахстане, Белоруссии, Армении, Азербайджане и Грузии.

“А знаете ли Вы, что...”