.

Бизнес-битва за кавказское небо

КБР
19 Апреля 2018 / 13:11

Перспективы аэропортов на Северном Кавказе – мрачные или радужные, выяснял "Регион online"

Нальчик, 19 апреля. Из международного аэропорта Нальчика Республики Кабардино-Балкария возобновили полеты после ремонта взлетно-посадочной полосы. Мера временная – необходима реконструкция всего аэропортового комплекса, который Росавиация и вовсе требовала закрыть. Не в лучше состоянии ныне пребывают и другие аэропорты на Северном Кавказе.

«Мы не можем рисковать жизнью пассажиров...»

Еще 29 марта авиакомпания «Победа» направила телеграмму в Росавиацию по поводу износа искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек аэропорта Нальчика. По мнению перевозчика, они не соответствуют «Требованиям, предъявляемым к аэродромам» (приказ Минтранса РФ): на полосе были трещины, выбоины и раковины глубиной более 25 мм, не залитые мастикой.

А спустя пять дней авиакомпания прекратила полеты в столицу Кабардино-Балкарии: по словам генерального директора «Победы» Андрея Калмыкова, «мы не можем рисковать безопасностью, жизнь и здоровье наших пассажиров – важнее всего».

Напомним, что «Победа» с 2016 года осуществляла из Нальчика регулярные рейсы в Москву и Санкт-Петербург, причем в маршрутной сети это были одни из самых популярных направлений – средняя загрузка рейсов составляла 95%. После приостановки полетов остался лишь один рейс – авиакомпания Utair продолжила летать из Нальчика в Москву.

В руководстве аэропорта претензии «Победы» сочли необоснованными, сославшись на то, что 21 марта Росавиация якобы проводила плановую проверку аэродромного обеспечения и серьезных нарушений не обнаружила.

Оказалось, что это попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Вскоре после сообщения «Победы» Южное управление Росавиации потребовало приостановить действие сертификата авиационной безопасности аэропорта. Поводом стала проверка, проведенная еще 21 марта межведомственной комиссией Южной транспортной прокуратуры, Ространснадзора и ФСБ.

Скандал разгорелся нешуточный

У специалистов, проводивших проверку, возникли претензии к досмотровому оборудованию и охранной сигнализации. Выявила комиссия трещины и выбоины в асфальте на рулежных дорожках, перронах и взлетно-посадочной полосе... Кроме того, у аэропорта не оказалось собственной спецтехники, которая позволяла поддерживать в порядке искусственное асфальтовое покрытие.

А ведь когда все эти же самые доводы озвучила «Победа», руководство аэропорта и запротестовало: дескать, у нас все в порядке. Возможно, решить проблемы собирались, не вынося их в публичную плоскость – не не удалось. Скандал разгорелся нешуточный, всероссийский.

7 апреля аэропорт закрылся для ремонта взлетно-посадочной полосы. Как сообщил Госкомтранс Кабардино-Балкарии, ремонт плановый. Удивляет, впрочем, что «плановый» ремонт начали проводить сразу же после требования Росавиации о приостановке действия сертификата авиационной безопасности аэропорта и отказа «Победы» летать в Нальчик.

11 апреля комиссия Росавиации провела повторную проверку аэродрома и отчиталась, что асфальтовое покрытие теперь в порядке. А вот по поводу нарушений в системе антитеррористической безопасности, о которых сообщалось ранее, ничего неизвестно. Тем не менее, уже 12 апреля рейсы в Нальчик были возобновлены.

Ну, а следом за информацией о «плановом» ремонте Госкомтранс Кабардино-Балкарии сообщил, что в правительстве республике готов инвестпроект по реконструкции аэропорта. Он, в частности, предусматривает удлинение взлетно-посадочной полосы, что обойдется в 3,9 млрд. рублей. Но поскольку это объект федеральной собственности, то и оплачивать работы должна Федерации.

«Новапорт» покоряет Кавказ

Стоит напомнить, что о грядущей реконструкции аэропорта Нальчик впервые было объявлено еще в 2008 году, когда главой республики был Арсен Каноков: по его словам расширение транспортного узла необходимо, поскольку Кабардино-Балкария готовится принимать по миллиону туристов ежегодно.

В 2011 году контроль над аэропортом получил холдинг «Аэроинвест», в который также вошли воздушные гавани в Минеральных Водах и Калининграде. Холдинг был аффилирован с группой «Синдика» Арсена Канокова, однако даже его лоббистских ресурсов не хватило, чтобы довести до реализации проект по реконструкции аэропорта стоимостью 6,5 млрд. рублей.

А три года назад контроль над аэропортом перешел к фирме «Аэрокомплекс», принадлежащей группе местных бизнесменов. После этого уже новый глава республики Юрий Коков сообщил о новом проекте реконструкции аэропорта. Но, как видно, и он реализован не был.

Между тем, сам Каноков, в 2013 году избавившийся от аэропорта Нальчика, в прошлом году отказался от контроля над воздушными гаванями и в Калининграде, и в в Минеральных Водах. Последняя вошла в холдинг «Новапорт» Романа Троценко, который также недавно получил контроль и над аэропортом Ставрополя.

Таким образом, сегодня уже Троценко вместо Канокова – крупнейший игрок в аэропортовом бизнесе на Северном Кавказе (как, кстати, и в России: ему принадлежит уже 15 аэропортов). Правда, «Новапорт» пока что планы по развитию купленных у «Аэроинвеста» объектов не анонсировал.

Но уже очевидно, что время «одиночек» в этом бизнесе заканчивается. Скажем, давно курсируют слухи о том, что от аэропорта Махачкалы хочет избавиться Сулейман Керимов (формально владельцем является 22-летний сын сенатора Саид). Также могут быть приватизированы аэропорты в Магасе (принадлежит республике), Владикавказе и Грозном (принадлежат Федерации): частный бизнес даст толчок для их развития.

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение