Транспортная монополия: настоящее и будущее Новороссийского порта

Краснодарский край
Татьяна Тальникова 17 Июня 2019 / 20:02 Автор фото: hellbro.ru

Два года назад крупнейший российский портовый оператор «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) заявил о реализации новой программы развития. Руководство сообщило, что 67 миллиардов рублей инвестирует в расширение и модернизацию Новороссийского порта. Однако спустя два года все масштабные планы остаются нереализованными, а грузопоток порта стремительно падает.

«Станем вторым портом Европы»

В интервью РИА Новости гендиректор Группы компаний НМТП Султан Батов заявил, что намерен превратить Новороссийский порт во второй по величине порт Европы. Батов уверял, что оставит позади многофункциональный транспортный узел - бельгийский порт Антверпена.

- Сегодня Группа НМТП является лидером в России и третьей в мире по грузообороту. В ближайшие 10 лет перед мы хотим нарастить перевалочные мощности, обойти порт Антверпена и стать самой динамичной компанией портового бизнеса в стране, - говорил Батов.

Программа развития Новороссийского порта, которую представило руководство Группы НМТП, получилась амбициозной. По данным «Независимой газеты», планировали увеличить объемы перевалки высокодоходных грузов, построив новые терминалы для контейнерных, наливных, навалочных и генеральных грузов и модернизировав действующие. Также планировали создать комплексы по перевалке и переработке соевых бобов. Они должны были перерабатывать до полутора миллионов тонн продукции. Кроме этого, решили объединить два контейнерных терминала и реализовать возможность принимать суда максимального дедвейта, способные проходить проливы и переваливать до 800 тысяч TEU в год.

Руководство Группы НМТП говорило и о строительстве двух дополнительных причалов, увеличении дедвейта судов на зерновом терминале до 110 тысяч тонн в год. Было заявлено о реконструкции зерновых терминалов НКХП и НЗТ, от которых ждали увеличения объемов перевалки зерновых грузов и намеревались выйти на объем в 18 миллионов тонн в год. К 2023 году планировали увеличить перевалку сухих грузов в два раза.

Хотели как лучше, а получилось…

В реальности через два года после объявления амбициозных планов ситуация в «Новороссийском морском торговом порту» остается прежней, если не сказать еще более плачевной, чем несколько лет назад.

Та же «Независимая газета» пишет, что не один из заявленных руководством проектов не реализован. Более того, консолидированный грузооборот Группы «НМТП» каждый год неуклонно снижается. За два года он сократился на 4,6% - со 146 912 тысяч тонн в 2016 году до 140 209 тысяч тонн в 2018-м. Падение продолжается и в 2019 году. Сегодня эксперты портового бизнеса заявляют, что в нынешнем году снижение грузооборота Новороссийского порта достигло максимальных значений. По итогам первого квартала грузооборот порта сократился на 4,6% - до 62,36 миллионов тонн.

«Дружба» или Новороссийский порт?

Опасения вызывают и долговые обязательства Группы «НМТК» перед главным акционером Новороссийского порта – «Транснефтью». Сегодня задолженность составляет почти 670 миллиардов рублей.

- Теперь компания рассматривает возможность перенаправления части средств на трубопровод «Дружба», где нашли загрязнение, - цитирует деловой портал BFM.ru старшего аналитика агентства WMT Consult Валерия Андрианова.

Эксперт говорит, что планы по развитию Новороссийского порта действительно были масштабными и можно было прогнозировать реализацию больших и амбициозных проектов.

- Однако в реальности НМТП никак не развивается и даже деградирует. «Транснефть» использует средства для решения текущих проблем, поэтому основной акционер никак не заинтересован в стратегическом развитии порта. Он стремится получить с НМТП максимальную прибыль, ничего не давая взамен, - прокомментировал изданию BFM.ru Андрианов.

Таким образом, все большее число экспертов заявляют, что многолетняя борьба за НМТП преследовала вполне понятную цель – захват крупнейшего российского портового оператора и создание полноценной транспортной монополии, которая будет контролировать не только экспорт, идущий по трубопроводам, но и перевалку в крупнейших портах. «Независимая газета» указывает, что в мировой портовой бизнес-практике это первый случай, когда объединение трубопроводной и портовой инфраструктуры перекрыло крупному порту условия для развития.


#Краснодар, #Новороссийск, #порт

Читайте нас в News

Поделиться
Добавить комментарий
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение