Неиспользованный потенциал Большой Европы

Неиспользованный потенциал Большой Европы
20 Мая 2015 15:15
14 мая в греческой Западной Фракии, где проживает значительное количество турок, проходил второй день конгресса Федералистского союза европейских национальных меньшинств (ФСЕНМ), самого крупного объединения этнокультурных образований всей Большой Европы. Конгресс проходит ежегодно в одной из стран Европы. На этот раз будет проходить до 17 мая в городе Комотини (Греция).
Одной из главных тем как 14 мая, так и конгресса в целом является ситуация в Украине. По задумке организаторов ФСЕНМ выступает как площадка для диалога различных организаций России и Украины. Так, со стороны Украины в мероприятии приняли участие представители молдаван, венгров Украины. К сожалению, заявленных крымских татар в лице представителя Милли Меджлиса не было. Кроме того, в конгрессе принял участие представитель властей Украины - Уполномоченный по этнонациональной политике Геннадий Друзенко, чью должность в скором времени ликвидируют. По словам самого Друзенко он дорабатывает до июня.
Представитель украинских венгров Ласло Брензович выступал довольно эмоционально. Он заявил, что Украина в целом не является правовым государством в силу того, что законы в этой стране не исполняются и не финансируются. Он также выразил сожаление по поводу ликвидации должности Друзенко. По словам Брензовича ликвидация поста Уполномоченного по этнонациональной политике говорит о том, что власти не видят проблем в этой сфере. Между тем, представитель украинских венгров также отметил, что Украина медленно, довольно сложно, но все же становится политической нацией. Впрочем, на вопрос о том, как соотносятся "неправовое государство" и "становление политической нации" депутат Рады ответил, что, на его взгляд, в этом нет противоречий. Представитель молдаван Украины говоря о проблемах этнических молдаван в этой стране, отметил неоднократные попытки Румынии навязать им румынскую идентичность.

Преимущества содержательных дискуссий


Между тем, Геннадий Друзенко, как и полагается чиновнику, выступал скорее в качестве адвоката украинских властей по ряду вопросов. В частности он отметил, что в Украине разные национальности представлены на высших должностях, выделив представителей армянской, азербайджанской и еврейской национальностей. Вообще, о евреях господин Друзенко говорил очень много. Я сбился со счету, считая сколько раз чиновник произнес слово "еврей". Между тем, тему русских на Востоке Украины как проблему этнического сообщества практически не затрагивали, говоря о конфликте политическом. Следует отметить, что все представители украинской делегации подчеркивали, что они являются сторонниками политики сохранения территориальной целостности Украины, тогда как практически не говорили о причинах возникновения такого конфликта. Казалось, привычная на конгрессах ФСЕНМ риторика защиты прав этнических групп в данном случае как-то отходила на второй план. Что и сподвигло меня задать вопросы господину Друзенко. Дело в том, что украинские власти сейчас часто говорят о крымских татарах как о согражданах, о части политической украинской нации. Президент Порошенко поздравляет народ Украины с новым годом наряду с украинским и русским, также на крымскотатарском языке. Но все это к содержательной политике по поддержке этнокультурного развития крымских татар не имеет никакого отношения. Собственно, поэтому мне хотелось понять, почему украинские власти сейчас играют в эту игру любителей крымских татар, тогда как мало что содержательного делалось в отношении этого народа за годы независимости Украины. В частности, не решая их земельный вопрос крымских татар вынуждали заниматься самозахватом своих же земель. Да и в этнокультурном плане государством для крымских татар ничего особенного не делалось. В Крыму ни в одном месте крымскотатрский язык не был полноценным языком с точки зрения положений Европейской хартии региональных языков или языков национальных меньшинств. Например, нигде на этом языке не было делопроизводства. Более того, к крымским татарам украинские власти всегда относились настороженно. Складывалось впечатление, что их наряду с некоторыми другими этническими группами рассматривали всегда как потенциальную угрозу. Ответ украинского чиновника на поставленный вопрос меня лично не удовлетворил. Он отметил, что проблемы были в земельном вопросе, но при этом Друзенко заявил, что вопрос возвращения земель очень сложный с точки зрения права. Он выделил, что этот вопрос - это как раз тот пример, когда Украина за свой счет последовательно помогала репатриации крымских татар. Между тем, он признал, что были случаи самозахвата. Земля, по его мнению, распределялось не так как хотелось бы крымским татарам. Но со стороны украинских властей было постоянно финансирование возвращения крымских татар, в частности строительство для них целых населенных пунктов. В то же время, непонятно, почему самозахваты имели место, если Украина возвращала крымским татарам их земли? Господин Друзенко отметил, что в постсоветских государствах реституция - один из самых сложных вопросов, по его мнению, даже невозможных вопросов. "Если крымским татарам возвращать землю, то надо возвращать всем", - отметил чиновник. Геннадий Друзенко заявил также, что политического решения по реституции не было. На недовольный возглас из зала господин Друзенко ответил, что если каждому возвращать его земли, это станет чередой нескончаемых конфликтов. В этом смысле российским властям важно не наступать на те же грабли, на которые наступала Украина. Важно качественно браться за содержательные вещи в вопросе этнокультурного развития крымских татар, иначе декларативная поддержка так или иначе со временем приведет к тем же претензиям, что и к украинским властям.

ФСЕНМ признают все стороны


Вторым и не менее интересным моментом сессии по Украине был вопрос роли ФСЕНМ в урегулировании конфликтной ситуации в этой стране. Выступавшими неоднократно, в том числе и модератором данной сессии Ольгой Мартенс, первым заместителем Международного союза немецкой культуры и одновременно вице-президентом ФСЕНМ, было отмечено то, что ФСЕНМ совсем не привлекается в процесс урегулирования конфликта в Украине. Тут есть над чем задуматься всем - России, Украине и западной Европе. ФСЕНМ в отличие от многих структур представляет собой общеевропейскую организацию, которая, как это часто бывает в Европе, не ограничивается только членами ЕС. В ФСЕНМ представлено огромное количество народов России, Украины, Молдавии, Швейцарии и других стран, не входящих в ЕС. Во-вторых, впервые в руководство ФСЕНМ уже пару лет входит представитель восточной Европы, россиянка Ольга Мартенс. В-третьих, раз множество организаций из России и Украины входят в ФСЕНМ, они считают ее эффективной площадкой для дискуссий о своих проблемах. Кстати, одним из основных языков конгрессов ФСЕНМ является русский, на нем всегда делаются много докладов и выступлений. Российские власти, как мне представляется, неоправданно относятся к ФСЕНМ как к выразителю интересов только западной Европы. Если посмотреть на резолюции ФСЕНМ там можно встретить большое количество критики практически в отношении всех стран Европы и это нормально. России, Украине и западной Европе стоило больше видеть в ФСЕНМ эффективную площадку для налаживания общественной дипломатии. Кстати, в учредителях ФСЕНМ нет государств, это организация выросшая снизу. Собственно в проекте специального заявления ФСЕНМ по дискуссии о ситуации в Украине отмечено: "На площадке ФСЕНМ, в Европейском доме национальных меньшинств во Фленсбурге, провести активную серию встреч между представителями организаций национальных меньшинств России и Украины. Данные встречи мы рассматриваем в качестве формы общественной дипломатии, обладающей большим потенциалом в силу охвата неиспользованного ресурса всей Большой Европы". Подобный подход представляется довольно логичным, поэтому России, Украине и другим странам Европы стоило бы активно поддержать такую инициативу. Тем более, что, например, Германия частно отмечает роль ФСЕНМ в заключении Боннско-Копенгагенских соглашений в налаживании вопроса границ между Германией и Данией, а также в вопросе поддержки немецкого меньшинства в Дании, и датского - в Германии.
Еврокомиссия, Германия, Швеция, Нидерланды, Великобритания и даже прибалтийские страны ежегодно выделяют огромное количество средств для развития гуманитарной сферы в Украине. Размер помощи исчисляется сотнями миллионов евро. Одна только Еврокомиссия ежегодно выделяет около 150 миллионов евро на эти цели. Деньги доноров Украина получает посредством различных НПО, фондов и других организаций. В этом смысле ФСЕНМ не является организацией, через которую поддерживается враждебность Киева по отношению к Москве, как по инерции принято думать в отношении организаций, куда входят западные НПО. ФСЕНМ является площадкой, где можно говорить о содержательных вещах, которые исключают декларативные вещи. В этом смысле ФСЕНМ выгоден для всех сторон, в том числе для Украины. Хотелось бы также выделить, что еще одно преимущество ФСЕНМ заключается в том, что это реальная площадка для общественного диалога. Проходившая сессия по Украине это ярко продемонстрировала. Здесь не было повышенного тона, привычных взаимных обвинений, скорее эта дискуссия была о сути проблем в этой стране. Кстати, представители российских и украинских НПО выступили с поддержкой использования неиспользованного потенциала организации в качестве независимого общественного эксперта и площадки для диалога.

Рамазан Алпаут

Добавить комментарий

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Загрузить изображение
 
Авторизация при помощи социальной сети


Новости компаний

Бизнес-форум «Стратегии лидерства. Результат руками сотрудников» пройдет в Ставрополе

Это крупнейшее ежегодное мероприятие по лидерству и эффективному развитию

Центр цифровых инноваций создаст «Газпром нефть» в Питере

ЦЦИ будет специализироваться на создании единой технологической платформы

“А знаете ли Вы, что...”