03:59 / 23 October 2017 /
USD RUB /
/

Долгожданный закон "Об образовании"

Долгожданный закон "Об образовании"
20 Января 2013 09:48
В декабре 2012 года принят долгожданный Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Работа над ним велась в течение двух лет. По поручению Президента РФ проект закона был вынесен на общественное обсуждение в конце 2010 года, и только за первые два месяца сайт с законопроектом посетили 12 миллионов человек, было оставлено почти 11 тысяч комментариев.
К первому чтению в Госдуму данный законопроект был внесен уже в четвертой редакции, и, вместе с тем, ко второму чтению к нему поступило 1670 поправок, из которых профильный думский комитет одобрил 575.
В целом по длительности дебатов и количеству откликов законопроект «Об образовании» стал самым обсуждаемым среди законодательных инициатив последних лет, обогнав в этом даже закон «О полиции».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» представляет собой единый комплексный нормативный правовой акт, обеспечивающий регулирование общественных отношений в сфере образования с учетом видов, уровней, форм получения образования, а также потребностей и интересов обучающихся.
Новый закон достаточно объемный, включает в себя 20 глав и 170 статей и, соответственно, требует более детальной проработки (для сравнения: его предшественник состоял всего лишь из 6 глав и 58 статей). Со дня вступления в действие Федерального закона признаются утратившими силу 104 отдельных законодательных акта (положения законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах.
Остановлюсь подробнее лишь на некоторых новеллах нового образовательного законодательства.
В законе прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее, профессиональное и дополнительное. Таким образом, российская система образования приводится в соответствие с Болонской декларацией и Международной стандартной классификацией образования.
Дошкольное образование выделено как первый уровень общего образования, при этом оно не является обязательным. Определено понятие присмотра и ухода за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Важным новшеством является то, что теперь органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечивать государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Следует подчеркнуть, что раньше эта норма распространялась только на общеобразовательные организации, а сегодня муниципалитеты могут создавать дошкольные образовательные организации как юридические лица и получать из республиканского бюджета субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Правом получения финансовой поддержки из бюджета региона на возмещение вышеуказанных затрат наделены и частные образовательные организации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Помимо этого, Федеральный закон предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и в частных общеобразовательных организациях, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
Законом регулируются реализация образовательных программ в сетевой форме, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. Очень подробно регламентирована организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности, и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Особого внимания заслуживают такие новеллы образовательного законодательства, как особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и особенности получения теологического и религиозного образования (в старом законе такие нормы вообще отсутствовали). Теперь, как гласит закон, в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Частным образовательным организациям предоставлено право на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).
Новый закон закрепляет права граждан на выбор языка обучения и воспитания, на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. При этом реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп и условий для их функционирования, а преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации регламентируется региональным законодательством. В частности, в нашей республике этот вопрос урегулирован Законом КБР «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики».
В числе социальных гарантий, предоставляемых законом педагогическим работникам, необходимо особо выделить следующие. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. За педработниками, проживающими и работающими в сельских населенных пунктах, сохраняется право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, размер, условия и порядок возмещения которых устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований региональных бюджетов. Из этого же источника педагогическим работникам должна выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена.
Появилась и новая норма - с момента вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. с 1 сентября 2013 года, в должностные оклады педагогических работников должен будет включаться размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.
Для отдельных положений Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу. Например, не позднее 1 января 2016 года подлежат приведению в соответствие с настоящим законом наименования и уставы образовательных учреждений, переоформляются ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации.
В завершение необходимо отметить, что Министерством образования и науки Российской Федерации в целях общественного обсуждения начата работа по размещению на официальном сайте Министерства проектов нормативных правовых актов, разработанных по реализации положений Федерального закона. Предложения и замечания по проектам нормативных правовых актов можно направлять по электронной почте info@mon.gov.ru, срок общественного обсуждения установлен в паспорте конкретного проекта нормативного правового акта.

Татьяна Саенко («Единая Россия»),
заместитель Председателя Парламента КБР

Добавить комментарий

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Загрузить изображение
 
Авторизация при помощи социальной сети


Новости компаний

«Яндекс» создал голосового помощника «Алису»

Ее представили президенту РФ

“А знаете ли Вы, что...”