Астрономическо-мифический автобан на Кавказе: есть ли будущее у проекта дороги Кисловодск - Сочи

Туризм
21 Июня 2018 / 10:04

Правительство РФ собирается в 2020 году построить трассу

Ставрополь, 21 июня. Замминистра РФ по делам Северного Кавказа Игорь Кошин провел совещание по строительству автобана, который должен соединить города Кавмингруппы и Сочи. Настроен он был оптимистически, говоря о том, какие экономические бонусы принесет трасса, и сделает Кавмингруппу более популярной, появятся новые туристы и новые рабочие места.

— Мы должны очень тщательно и взвешенно подойти к принятию решения о варианте прохождения трассы. Оценить все риски, предложить меры по их снижению. Оперировать только экономическими категориями мы здесь не можем – помимо повышения качества жизни населения региона важно сохранить все уязвимые экосистемы, — подчеркнул Кошин.

В свою очередь заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов тоже ничего нового не сказал тоже, также расписав экономический потенциал, который перед Кавказом открывает новая дорога. Видимо, можно будет прям на лыжах заезжать в грязелечебницу и обертываться «черным золотом» тамбуканского озера. Главное и единственное важное, что было рассмотрено на заседании — выбор варианта будущего автобана, а также способы реализации проекта. По предварительным расчетам, дорога пройдет через Красную Поляну Сочи, Псемен, Зеленчукскую, Черкесск, Карачаевск и Кисловодск.

39491_orig.jpg

Источник: fotoprizer.ru

И на этом месте начинаются вопросы без ответов. Во-первых, чиновники заявляли СМИ что уже нашли будущих строителей. И не абы кого, а ту самую китайскую компанию, которая строила самую высокогорную Цинхай-Тибетскую дорогу в Лхасу, поднимающуюся до пяти тысяч метров над уровнем моря. Но разговоры про легендарных китайцев быстро стихли.

Во-вторых, трасса Кисловодск-Сочи не прошла экологическую экспертизу. Об этом стало известно от рабочей группы Совбеза. Экспертиза была проведена, но выводы оказались губительны для природы. Дело в том, что трасса должна частично проходить сквозь территорию Кавказского биосферного заповедника. А это запрещено федеральным законом. Теоретически построить автобан не задевая заповедник невозможно. И дорогу не спасает и то, что она уже включена в Стратегию развития внутреннего и въездного туризма Северо-Кавказского федерального округа на период до 2035 года.

Эколог, эксперт в природоохранном и смежном законодательстве Михаил Крейндлин словам чиновников не верит, и думает, что раз за два века дорогу не построили, то не построят и сейчас, учитывая огромную цену проекта.

— Я знаю, что у будущей дороги есть ряд вариантов. Но не проще ли долететь до Сочи на самолете, или выбрать наземный транспорт, а не вбухивать огромнейшие деньги, которых и так в стане нет, в уничтожение уникальной флоры. По действующему законодательству вообще незаконно строить такие объекты на территории заповедников. Строить нельзя буквально ничего. Вообще трогать там ничего нельзя. Надо помнить, что Кавказский биосферный заповедник – это место, которое охраняется ЮНЕСКО. И если даже представить, что что-то в законодательстве поменялось, и строительство стало возможным, и деньги нашлись в стране, то это в любом случае будет нарушение конвенции об охране всемирного наследия ЮНЕСКО. Ведь кавказское наследние, и в том числе возрождающаяся популяция леопардов будет под угрозой, а это означает одно: что Россия не выполняет своих обязательств. Думаю, что в Кремле такое не допустят, наоборот границы заповедника расширены. Вот если уже начнутся какие-то конкретные действия по началу строительства, тогда и будем бить в набат, сейчас же все традиционно не выходит за рамки рассуждений, — считает эксперт.

IMG_7269.JPG

Источник: kgpbz.ru

Кисловодские леса тоже уникальные и защищаются природоохранным законодательством, и вырубать их также запрещено. Поэтому непонятно, как дорогу собираются подвести к Кисловодску. Поддерживает мнение Крейндлина и эколог Николай Рублев из «Альянса за права животных».

– На данный момент мы вообще мало что знаем о дороге: где она будет проходить, к примеру. Но однозначно, что строительство большой четырехполосной трассы однозначно приведет к миграции уникальных животных. Переднеазиатский леопард — одна из самых редких кошек планеты. Еще пару лет назад в России оставалось всего около десяти кошек. Благодаря программе восстановления популяции появилось в неволе еще 14 котят, которых постепенно выпускают в дикую природу, в заповедник. Но они очень осторожные животные и от стройки точно убегут. Уже были примеры, когда строили горнолыжный курорт в Архызе, и оттуда ушли медведи, волки, кабаны. Ситуация повторится, только в больших масштабах, что приведет к глобальным драматическим последствиям и исчезновениям видов. Люди на все готовы, чтобы на два-три часа сократить путь к морю. Но стоит ли это того? Не слишком ли высока цена? — задается вопросом Рублев.

Местные экологи тоже считают, что заповедник трогать нельзя, потому что по большому счету никаких особых выгод от этой дорогие будет.

В Кавказском биосферном заповеднике запрещена любая хозяйственная деятельность. А автобан в любом случае подразумевает сложные туннели, которые надо пробивать в ложных сейсмических условиях через два хребта. И получается, что единственная выгода дороги — сокращение пути к побережью на три часа.

Действующий автодорожный маршрут из Кисловодска в Сочи составляет около 700 километров. Предлагаемый вариант в два раза сокращает время поездки: 334 километра. Есть и альтернативный маршрут между Черкесском и Сочи, который все равно задевает заповедник, но составляет 273 километра. Готовы ли люди жертвовать исчезающими видами чтобы побыстрей добраться к морю?

MS6L9759.jpg

Источник: sochi.bezformata.ru

«Регион online» напоминает, что дорога к Черному морю через Кавказский хребет — идея можно сказать старинная, скорее напоминающая что-то из мифологии. Первым ее хотел проложить принц Ольденбургский, основавший Гагрский климатический курорт, и вложивший в этот проект неприлично огромные средства из казны. Но началась сначала Первая мировая война, а потом и революция, и стало не до курортов. В Советском Союзе не отказались от важной с логистической точки зрения дороги, даже было создано несколько проектов. К тому же существовала Военно-сухумская дорога, часть которой уничтожили во время Кавказской операции Великой Отечественной. В России о необходимости прямой дороги к побережью говорили многие, но сложность проекта плюс цена останавливали всех.

Весной прошлого года на Северный Кавказ с рабочим визитом приехал премьер России Дмитрий Медведев. На заседании о экономическом развитии и курортных возможностях СКФО губернатор Ставрополья предложил проложить платный скоростной автобан из Кисловодска в Сочи.

— Поручите Ставрополью, Карачаево-Черкесии и Минтрансу совместную проработку этого проекта. Это будет коммерческий проект. Мы понимаем, что без частных инвестиций здесь не обойтись. Мы понимаем, что эта дорога должна быть платная. Но нам нужно соединяться с побережьем через возможность покататься на лыжах. Это будет первый мировой курорт такого уровня, где можно с нарзанной ванны выехать на лыжах и очутиться в море. Это будет отличная, мне кажется, идея, – обосновывал Владимир Владимиров.

0e1c412a644d25a84182357b4d212fc3.jpg

Источник: dostoyanie-pokoleniy.ru

Медведев, недолго думая, идею одобрил, хотя оговорился, что чтоит это много. Кстати, тремя годами раньше экс-полпред в СКФО Александр Хлопонин заявлял, что хоть идея эта и соблазнительная, но неподъемная по деньгам. Действительно, стоимость проекта трудно представить, но эти цифры точно из астрономических.

При этом, глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов заявил, что уже давно продумал, как построить платный автобан и даже уже сделал «наброски» по шести вариантам трассы.

Добавить комментарий
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение
 
Комментарии
Влад /
Ушли медведи и волки. В африке катастрофически упало количество крокодилов, откусывающих ноги жителям. Киты съедают половину запасов  рыбы потребляемых человеком и им мало. Надо увеличить число крокодилов, китов и волков! А человечество уменьшить. Пусть оставшиеся в бинокли любуется несметными стадами животных. Что может нарушить дорога ширриной в 100 метров. ? Эти трассы уже есть и в Домбай  и в Архыз. И ничего. В конце концов именно человечество и сохраняет этих животных, которые истребляют сами друг друга или человека. Давайте не пудрить головы людям. Каждый ставит препоны чтобы получить откуп деньгами на свои нужды и проекты. Не в самих рысях и медведях дело. Или закроем Домбай и Архыз для людей вообще. Пусть плодятся волки и рыси. А любоваться ими будут охранители животных и избранные. У них в головах все не для людей.
Имя Цитировать