Как пережить трудный возраст: необычная премьера о подростках в «Театриуме» РЕДАКЦИЯ, 25.11.2019 | 102 О том, каково быть тинейджеро на сцене и в жизни, рассказали актеры — вчерашние школьники В Москве появился спектакль о том, что пережили в своей жизни все, независимо от места проживания, социального статуса, материального благо- или неблагополучия. Это подростковый возраст и его адские проявления. «Трудный возраст» — так называется новая постановка «Театриума на Серпуховке» (реж. Ольга Сидоркевич). С премьерного показа — обозреватель «МК». Фото: http://teatrium.ru Спектакль играют на малой сцене «Театриума», на втором этаже. Пара шумных классов и подростки с родителями занимают места. Начало, несмотря на болезненность темы, внушает оптимизм. «Переходный возраст — это весна нашей жизни, бурное цветение и расцвет, — сообщает симпатичный молодой артист (Семен Краковский), с виду сам как подросток. — Но весна — тяжелое время для аллергиков. Подростки способны вызывать тяжелые аллергические реакции у взрослых, которые при виде их задыхаются от негодования, и глаза их полны слез разочарования». Ну что, товарищи родители, вам знакомо — каково задыхаться от этих ужасных, невыносимых детей, в которых вкладываешь-вкладываешь, себе во всем отказываешь, а они… Эти угловатые, неудобные, неблагодарные и прыщавые почему-то орут на вас, запираются в своих комнатах, связываются с сомнительными компаниями или с головой уходят в Интернет! Что вы им такого сделали? Всего-навсего ласково спросили: «Сынок, ты уроки сделал?» А этот сынок (дочка)… И вот на сцене картина маслом: папка с мамкой уже колошматят кулаками в дверь, разделяющую как Берлинская стена их и ребенка, который из прелестного маленького мальчугана почему-то превратился в чудовище. Фото: http://teatrium.ru Это «чудовище» со всеми его «чудовищными» проявлениями и исследует Ольга Сидоркевич, режиссер «с тонкой кожей», умеющая о сложных вещах говорить просто, ясно и сердечно. Причем исследует с помощью не современной драматургии, в которой порой вымысел слишком далек от реальности, а конкретной научной литературы. В основе ее «Трудного возраста» — книга Вержини Дюмон «Как испортить ребенка воспитанием. Вредные советы», «На стороне подростка» Франсуазы Дольто и «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте» Дэниела Сигела. — В последнем, например, многое объясняется физиологическими процессами, происходящими в мозге подростка в период взросления, какие психологические реакции это провоцирует, — расскажет мне после спектакля Ольга Сидоркевич. — Скажем, девятиклассники дремлют на уроках не потому, что не спят ночью, а из-за перестройки временного механизма — ведь организм привыкает к более позднему засыпанию, нежели в детские годы. Чем больше я читала эти книги, тем больше стала понимать, что происходит с моим сыном: почему он срывается, огрызается, хлопает дверьми… Я стала ему сопереживать, перестала видеть в нем раздражитель. Стала наблюдать и слышать себя со стороны, обращать внимание на то, как разговаривают взрослые со своими детьми, а они… в основном обсуждают своих чад в кругу таких же обеспокоенных мам и пап, жалуясь друг другу. Не сцене рассказчик, сын-переросток, папа, мама (Борис Рывкин, Татьяна Калакина) и девочка-видение (Софья Анохина). Родители колошматят в дверь. Родители не пускают его на свидание («Ты что, сынок?! Ты сначала школу закончи, поступи в институт, а уж потом…»), запирают подростка, по дороге выясняя между собой, в кого же он такой неблагодарный. Им и в голову не приходит, что «такое поведение связано с процессом перестройки нейронных связей в прифронтальной коре головного мозга, поэтому нижняя часть мозга, отвечающая за эмоциональные импульсы, более активна». Вот так, а вы думали, он хам, ваш отпрыск? Да у него, бедолаги, в этот период нижняя часть мозга такое вытворяет. Фото: http://teatrium.ru «Трудный возраст» — не лекция, изложенная популярным научным языком, а талантливый спектакль, где о самом сложном, порой необъяснимом и мучительном рассказано остроумно и трогательно до слез: разные варианты подросткового протеста, первая любовь, хлопанье дверьми и уход из дома. В сцену поиска мальчика включаются зрители, которым показывают его детские фотографии из семейного альбома: «Мальчика не видели? Здесь ему пять лет и мы ездили на море». Текст — действие — танец, которые возвращаются на исходную позицию: танец — действие — текст. В этой сцене понимаешь, что трудный возраст с тяжелыми осложнениями протекает и у родителей — их тоже надо учить переживать подростковую «болезнь». Над спектаклем вместе с Ольгой Сидоркевич работали хореограф Светлана Шишкина и педагог по пластике Владимир Ананьев, но полноправными соавторами можно считать и двух актеров — Семена Краковского и Эмиля Рывкина. Одному 20, другому только исполнилось 17. Они выросли в театре (родители — актеры) и с трех лет выходят на сцену. Их знания про подростковые комплексы во многом помогли при создании спектакля. Так, как они, взрослые актеры однозначно не сыграли бы. После спектакля я побеседовала с ребятами. — Насколько этот спектакль совпадает с тем, что переживают подростки? Эмиль Рывкин: — Практически все из этого спектакля я испытал на своей шкуре, не считая одной сцены, где мы все ломаем и крушим. Я не самый агрессивный и тяжелый экземпляр, но «загоны» всякие были. В 14 лет у меня была двухмесячная депрессия и я долго не мог из нее выйти. Ходил как туча, хотелось всех задушить. Даже не помню, была ли серьезная причина — скорее всего, ерунда какая-то. У меня еще прыщи на всем лице стали появляться, и глаза не открывались. Фото: http://teatrium.ru — Так мучает переходный возраст? — Да, очень быстро завожусь, могу быть злым, выхожу из колеи. Знаю, что делаю не так, но пока не могу с собой справиться. Семен Краковский: — Я до сих пор такой недоподросток, который вроде не огрызается и не кричит, но сломы были. Меня бесило, что меня заставляют ходить в музыкальную школу, на спортивную гимнастику, хотя я совсем не хотел этим заниматься. И я не ходил, врал, а когда родители узнали о прогулах, мы так орали друг на друга! А теперь понимаю, как хорошо, что родители заставляли, потому что меня это развивало как личность, как актера, как музыканта. — Родители должны принуждать детей? — В определенной мере. Играя теперь спектакль, я понимаю, почему это происходит и как с этим можно бороться. У нас в спектакле представлены все варианты переходного протеста: побег из дома, первая любовь, отрицание, наркомания. У меня этого не было, и из дома я не убегал, но один раз так закрыл дверь в свою комнату, что дверь сломалась. Эмиль Рывкин: — Для меня спектакль является очень большой разгрузкой. После него очень хорошее ощущение остается внутри, дня три-четыре хожу полный радости и восторга. Если бы я играл его каждый день, был бы самым счастливым человеком на свете. Фото: http://teatrium.ru — Какие ощущения у подростка от первой любви? Что происходит внутри? С.К.: — В переходном возрасте, в 14-15 лет, это не башню снесло, это вкололи огромную дозу адреналина, подбросили тебя в космос, и ты летишь и ничего не можешь сделать. Тебя колбасит, ты понимаешь, что должен что-то сделать, а что? И в глазах человека, для которого ты это делаешь, выглядишь полным идиотом. Но у мальчиков это по-другому, чем у девочек. Э.Р.: — Переживал не очень хорошо: терзали всякие сомнения, что я делаю что-то не так, что недостоин, а она заслуживает кого-то лучшего. — Сыграв спектакль про это и пережив острую фазу трудного возраста, что бы ты посоветовал родителям и подросткам? С.К.: — Подросток не должен замыкаться в себе, нужно быть открытым, иначе со всеми поссоришься и останешься один. Э.Р.: — А родителям стоит вспомнить то, как они сами переживали подростковый возраст. Я в девять лет думал про подростков: «Что это за идиоты? Чего они бесятся? У меня такого никогда не будет». Но оно наступило. Родители просто должны вспомнить это и попробовать сделать так, чтобы их ребенок избежал плохих последствий. Источник РЕГИОНЫ
РЕГИОНЫ Жителей Новой Москвы начнут расселять из ветхих домов в этом году 25.11.2019 Владимир Жидкин | Пресс-служба Мэра и Правительства МосквыПрограмма реновации ветхого жилья в Новой Москве начнется в этом году, сообщил на пресс-конференции руководитель департамента новых территорий Владимир Жидкин. “Здесь речь идет не о сносе и строительстве новых домов, а о расселении”, – уточнил чиновник, которого цитирует агентство “Москва”. Переселение жителей из… Читать
РЕГИОНЫ Центр Севастополя освободят под духовно-патриотический кластер 25.11.2019 Фото: Samrang Pring / Reuters Власти Севастополя одобрили застройку Молочной балки, где разместится новый Читать
РЕГИОНЫ Молодой житель Алтая напал на пенсионерку 09.02.2020 Мужчина долгое время пытался надругаться над пожилой женщиной, жестоко избивая ее при этом Читать